Ботанический музей Российской Академии Наук
.: мастер-класс :.
 новости 
10.02.2006  
Состоится экологический праздник "Раз тетрадка, два тетрадка..."

01.02.2006  
Появились фотографии по мастер-классу...

20.01.2006  
с 31 января по 23 февраля 2006 года - ВЫСТАВКА "Жизнь бумажного листка"


 выставки 
СКОРО :
- экологический праздник
- жизнь бумажного листка

 

 

 

ИСТОРИЯ БУМАГИ

НАЧАЛО – 105 год нового тысячелетия

105 год нового летосчисления – придворный китайский сановник, возглавлявший императорский арсенал, изобретатель различных видов оружия, а под конец жизни смотритель дворца Цай Лунь подал властям прошение об использовании нового способа изготовления бумаги.

Сырьем для бумаги в Китае служили шелковые обрезки, отходы коконов шелкопряда, обрывки старых сетей. Их размачивали и вручную растирали между камнями. Полученную кашицу наливали на гладкую поверхность отшлифованного камня и прижимали другим отшлифованным камнем. После высыхания кашица превращалась в лепешку наподобие войлока.

Цай Лунь предложил изготавливать бумагу из волокнистых растений, используя каменную ступу, деревянный пест и сито. С широко распространенного в Китае дерева шелковицы, впоследствии получившего название бумажного дерева, срезали сучья, сдирали с них кору и внутреннюю, волокнистую часть – луб, размачивали в дождевой воде. Тщательно промыв, куски луба рубили на мелкие части и толкли в ступе до превращения в кашицеобразную волокнистую массу. Эту кашицу собирали в деревянную бочку и разбавляли водой.

Затем мастер ситом (прямоугольная рама из бамбуковых прутьев, на которую натянуты переплетенные шелковые нити) вычерпывал массу. Осторожно встряхивая, давал воде стечь, оставляя в сите ровный и тонкий слой волокнистой массы. Затем массу опрокидывали на гладкие доски. Доски с отливками укладывали одна на другую. Стопку связывали, а сверху клали груз. После удаления воды, окрепшие под прессом бумажные листы снимали с досок и сушили. Бумажный лист, изготовленный по такой технологии, не походил на рыхлую лепешку. Он был легкий, ровный, прочный, менее желтый и более удобный для письма.

На рубеже II и III веков новой эры бумага, изготовленная из растительных волокон, уже не считалась в Китае редким материалом. В III веке она полностью вытеснила из употребления деревянные дощечки, ранее используемые для письма. Бумагу изготавливали нужного размера, цвета, толщины, пропитывали специальными веществами для более длительного хранения.

В начале IX века в Китае появились «летающие монеты» - бумажные деньги. Известный европейский путешественник – Марко Поло, посетивший Китай в конце XIII века, записал: «В Китае бумага чрезвычайно распространена; белую бумагу делают из хлопка. Серую – из лубяных волокон шелковицы. Великий хан … выпускает столько бумажных денег, сколько ему заблагорассудится…».

В течение многих веков китайцы единолично владели секретами изготовления бумаги, ревностно оберегая тайны мастерства.

ПО ВСЕМУ МИРУ


Бумага, появившаяся впервые в Китае, постепенно переезжала из страны в страну. Правда, двигалась она по земному шару очень медленно. Путь в 100 километров занимал почти 100 лет. В 800 году бумагу встречают в Багдаде, в 1100 – в Каире, в 1300 – в Венеции. 300 лет потребовалось бумаге, чтобы из Ирака попасть в Египет. Еще длиннее был путь бумаги в Европу. Первые бумажные мельницы появились в Испании в X веке, а уже через 100 лет в Толедо и Шативе вырабатывали бумагу столь высокого качества, что ее охотно покупали во многих странах. В начале XII века произведения некоторых итальянских поэтов были уже написаны на превосходной белой бумаге.

Вскоре соперниками итальянских бумажников стали французы. По преданию, владельцем первой бумажной мельницы во Франции стал один из предков знаменитых изобретателей воздушного шара братьев Монгольфье, который научился этому ремеслу будучи в арабском плену.

Из Франции бумажное производство двинулось в Англию, Голландию и на восток – в Германию, Польшу, Московскую Русь.

Средневековые бумажные мастерские Европы были мало похожи на древнюю китайскую бумажную мельницу. Ступу заменила толчея – каменное корыто, над которым вращается деревянный вал, приводя в движение рычаги с молотками на конце. Эти молотки поднимаясь и опускаясь измельчают подготовленный материал.

Главное лицо в бумажной мастерской – черпальщик. Он даже выделяется своим зеленым фартуком, у всех остальных рабочих – фартуки коричневые. Он, нагибаясь над деревянным чаном, зачерпывает формой бумажную массу, формирует лист и передает форму укладчику. Укладчик осторожно опрокидывает сырой лист на сукно и покрывает его другим куском сукна. Стопку сырых листов бумаги ученик относит под пресс. Дважды бумагу прессуют, чтобы полностью удалить воду. Затем листы бумаги развешивают на чердаке для просушки.

После сушки бумага подвергается дополнительной обработке. Ее проглаживают на мраморной доске каталками, расколачивают деревянными молотками, пропитывают клеевыми растворами и снова сушат и гладят. Только после этого бумага готова к продаже. 

РОССИЯ

В России с бумагой познакомились намного позже других стран. Это был «заморский» товар, привезенный торговыми людьми Древнего Новгорода, бывавшими в разных землях. Русским людям была известна бумага итальянского, французского, английского, немецкого и голландского изготовления. Россия покупала ее более 260 лет.

Собственного изготовления бумага появилась в России во второй половине XVI века, во времена царствования Ивана Грозного. В Государственном архиве Дании хранится грамота, написанная на бумаге московской выделки. Примерно к этому же времени относится и упоминание о существовании в Москве бумажной мельницы.

Мощный импульс развитию бумажного дела в России был дан в XVIII веке. Петр I задумал построить отечественные бумажные мануфактуры. Сподвижник Петра Федор Салтыков представил на имя царя специальное «изъявление» о бумажных заводах:

«Повелеть во всем государстве, во всякой губернии учинить бумажные заводы и под те заводы выбрать места на реках, где сыщутся какие к тому подобные, а на тех заводах велеть бумагу делать разных рук и величеств, сиречь александрийская, пищая, почтовые, картузные, серыя и синия». Это были те виды бумаги, в которых государство испытывало наибольшую потребность.

Новый подъем в развитии бумажного производства наблюдается в России в XIX веков связи с началом машинного способа изготовления бумаги. К 1825 году в России насчитывалось 88 бумажных фабрик, на которых производилось свыше 700 тысяч стоп разной бумаги в од. Развитию отрасли способствовало и решение правительства полностью запретить ввоз бумаги из-за границы (1812 г.).

 

 наши партнёры 

студия интернет дизайна

Cтудия Интернет Дизайна
Институт Современного Искусства С-Пб
копировальный центр
ооо "АБЕВЕГА"
TH Graphics
TH Graphics
  ооо "Легион"
ооо "Берег Северо-Запад"
Компания КОСИМА
Холдинг РЕГЕНТ
 
 события 
Сейчас проходит вытавка "Жизнь бумажного листа".

Дизайн 2F-STUDIO ©
2005 г

 

 
Проект осуществлён при поддержке благотворительного фонда имени В.Потанина
 

 

 
Hosted by uCoz